Герменевтическая спираль : общее введение в библейское толкование / Грант Р. Осборн ; пер. с англ. Наталия Серикова
Translation of: Osborne, Grant R., Westmont = 1997, The Hermeneutical Spiral: A Comprehensive Introduction to Biblical Interpretation, 0-8308-1288-1Language: російська ; of original work, англійська.Country: УКРАЇНА.Publication: Одесса : Евро-азиатская аккредитационная асоциация, 2009Description: 726 с.ISBN: 978-5-7454-1118-2.Series: Библейская кафедраClassification: 86.3Contents note: Предисловие -- 10 Герменевтика и исходное значение -- 14 Богодухновснность и авторитет Библии -- 15 Значение зависит от жанра -- 16 Простота и ясность Писания -- 17 Единство и многообразие в Писании -- 18 Аналогия Писания -- 20 Прогрессивное откровение -- 21 Разъяснительная проповедь -- 21 Заключение -- 22 Часть I. ОБЩАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА -- 27 I. КОНТЕКСТ -- 29 Исторический контекст -- 30 Логический контекст -- 32 1. Исследование целого: схематизация книги -- 35 2. Исследование частей: диаграммное изображение параграфа -- 43 3. Дуговая диаграмма -- 54 Риторические или композиционные структуры -- 56 II. ГРАММАТИКА -- 65 Предварительное задание: установление подлинности текста -- 67 1. Внешние критерии -- 70 2. Внутренние критерии -- 73 Грамматический анализ текста -- 76 1. Историческое развитие -- 77 2. Система глагола -- 80 3. Система имени существительного -- 87 4. Предлоги, частицы и части сложного предложения -- 93 Экзегетические этапы -- 103 III. СЕМАНТИКА -- 105 Семантические ошибки -- 107 1. Лексическая ошибка -- 108 2. Корневая ошибка -- 109 3. Неверное использование этимологии -- 113 4. Неправильное использование последующего значения -- 118 5. Ошибка одного значения -- 119 6. Неправильное использование параллелей -- 120 7. Дизъюнктивная ошибка -- 122 8. Словесная ошибка -- 122 9. Игнорирование контекста -- 123 Основы теории семантики -- 124 1. Значение -- 124 2. Смысл и референция -- 125 3. Структурная лингвистика -- 128 4. Контекст -- 129 5. Глубинная структура -- 132 6. Синтаксис и семантика -- 133 7. Семантический диапазон -- 135 8. Коннотативное значение -- 138 9. Парадигматическое исследование: синонимия, антонимия и компонентный анализ -- 139 10. Двусмысленность и двоякое значение -- 144 Заключение: методология лексического исследования -- 146 IV. СИНТАКСИС -- 152 Библейские трансформации -- 154 Схематическое представление пропозиций в Послании Филимону 4-7 -- 158 Перформативный и эмотивный язык -- 160 Риторические фигуры -- 164 1. Фигуры сравнения -- 168 2. Фигуры добавления или полноты выражения -- 172 3. Неполные риторические фигуры -- 174 4. Фигуры, содержащие контраст или преуменьшение -- 177 5. Фигуры, построенные на ассоциации или связи -- 176 6. Фигуры, подчеркивающие индивидуальные качества -- 176 Заключение -- 177 Библейские примеры -- 177 Софония 3.14-17 -- 178 1. Радостный ответ Израиля (14-15 ст.) -- 179 2. Послание упования (16-17 ст.) -- 181 Ефесянам 3.16-19 -- 183 1. Молитва о силе (16-17а ст.) -- 184 2. Молитва о понимании (3.18- 19а) -- 187 3. Молитва о полноте (3.19б) -- 189 Заключение -- 191 Экскурс в трансформационную грамматику -- 194 Экскурс в риторическую критику -- 199 Классические риторические модели -- 201 Методика риторической критики -- 205 V. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ -- 209 Области исследования -- 213 1. География -- 213 2. Политика -- 214 3. Экономика -- 215 1. Вооруженные силы и война -- 216 5. Культурные обычаи -- 216 6. Религиозные обычаи -- 219 7. Резюме -- 220 Особые источники историко-культурного материала -- 221 1. Ветхозаветные аллюзии -- 221 2. Ссылки на межзаветную литературу -- 223 3. Кумранские параллели -- 224 4. Раввинистические параллели -- 225 5. Эллинистические параллели -- 227 6. Резюме -- 228 Социология как орудие толкования Писания -- 229 Трудности социологического метода -- 233 1. Неправильное использование моделей -- 233 2. Ревизионизм -- 234 3. Тенденция к обобщению -- 234 4. Малочисленность данных -- 235 5. Тенденция к развенчиванию систем -- 235 6. Редукционизм -- 236 7. Теоретический беспорядок -- 236 8. Детерминизм -- 237 9. Тенденция к дизъюнктивным теориям -- 237 Критическая оценка и методология -- 238 Часть II. ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ -- 243 VI. ПОВЕСТВОВАНИЕ -- 249 Методология анализа повествования -- 251 1. Подразумеваемый автор и повествователь -- 253 2. Точка зрения, идеология и повествовательный мир -- 254 3. Повествование и время в истории -- 257 4. Сюжет -- 259 5. Характеристика персонажей -- 260 6. Обстановка -- 262 7. Имплицитный комментарий -- 263 8. Подразумеваемый читатель -- 265 9. Заключение -- 268 Недостатки метода анализа повествования -- 268 1. Тенденция к деисторизации -- 269 2. Обособление текста от автора -- 271 3. Отрицание подразумеваемого или референциального значения -- 271 4. Редукционное и дизъюнктивное суждение -- 272 5. Подгонка древних жанров под современные литературные категории -- 273 6. Увлеченность сомнительными теориями -- 273 7. Игнорирование представлений ранней Церкви -- 274 8. Непринятие источников -- 275 9. Заключение -- 275 Методологические принципы изучения повествовательных текстов -- 276 1. Структурный анализ -- 276 2. Стилистический анализ -- 277 3. Анализ редакций -- 278 4. Экзегетический анализ -- 280 5. Теологический анализ -- 281 6. Контекстуализация -- 282 7. Использование повествовательной формы в проповеди -- 283 VII. ПОЭЗИЯ -- 285 Формы еврейской поэзии -- 286 1. Метрические структуры -- 286 2. Параллелизм -- 288 3. Поэтический язык и образы -- 294 Виды поэзии -- 296 1. Военные песни -- 296 2. Любовные песни -- 296 3. Плач -- 298 4. Гимны, или хвалебные песни -- 299 5. Благодарственные гимны -- 300 6. Песни празднования и провозглашения -- 301 7. Псалмы мудрости и дидактические псалмы -- 302 8. Псалмы-проклятия -- 302 Поэзия в Новом Завете -- 303 Теология Псалмов -- 304 Герменевтические принципы -- 306 VIII. МУДРОСТЬ -- 312 Характеристика мудрости -- 313 1. Практическая направленность -- 313 2. Зависимость от Бога -- 315 3. Непрямой авторитет -- 317 4. Теология творения -- 317 Формы литературы мудрости -- 318 1. Притчи -- 319 2. Поговорки -- 320 3. Загадка -- 320 4. Увещевание -- 321 5. Аллегория -- 321 6. Гимны и молитвы -- 322 7. Диалог -- 322 8. Исповедание -- 322 9. Ономастика -- 323 10. Блаженства -- 323 Мудрость в Новом Завете -- 323 Герменевтические принципы -- 324 Экскурс: история учения мудрости -- 329 IX. ПРОРОЧЕСТВО -- 334 Сущность пророческой миссии -- 336 1. Призыв пророка -- 336 2. Многоплановость роли пророка -- 337 3. Характеристика лжепророков -- 343 Сущность пророческого послания -- 346 1. Взаимосвязь настоящего и будущего -- 346 2. Способы передачи откровения отличались -- 350 3. Формы пророческого послания отличались -- 351 Герменевтические принципы -- 355 X. АПОКАЛИПТИКА -- 361 Формальные черты и характеристики -- 362 1. Формальные черты -- 362 2. Характеристики -- 369 Толкование символов -- 372 Герменевтические принципы -- 376 Экскурс: Истоки апокалиптики -- 380 XI. ПРИТЧА -- 384 Значение и применение притчей -- 385 Цель притчей -- 389 Характерные особенности притчей -- 391 1. Наличие «земных» реалий -- 391 2. Краткость и выразительность -- 392 3. Главное и второстепенное послание -- 392 4. Повторение -- 393 5. Заключение -- 394 6. Вовлеченность слушателя -- 395 7. Переворот ожиданий -- 396 8. Царство — центральная тема эсхатологии -- 397 9. Этика Царства -- 398 10. Бог и спасение в притчах -- 399 Герменевтические принципы -- 400 Экскурс: история толкования -- 409 XII. ПОСЛАНИЕ -- 413 Составление писем в древнем мире -- 413 Новозаветные послания -- 417 1. Форма -- 417 2. Авторство -- 421 Герменевтические принципы -- 422 Часть III. ПРИКЛАДНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА -- 427 XIII. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОЛОГИЯ -- 429 Взаимосвязь с другими дисциплинами -- 431 1. Библейская теология и экзегеза -- 431 2. Библейская теология и историческая теология -- 432 3. Библейская теология и систематическая теология -- 435 4. Библейская теология и гомилетическая теология -- 439 Конкретные проблемные области -- 440 1. Единство и разнообразие -- 440 2. История традиции -- 442 3. Теология и канон -- 444 4. Аналогия веры (analogia fidei) и прогрессивное откровение -- 447 5. Авторитет -- 449 6. История и теология -- 451 7. Язык, текст и значение -- 453 8. Ветхий Завет и Новый Завет -- 453 Выбор методологии -- 455 1. Синтетический метод -- 455 2. Аналитический метод -- 456 3. Метод Истории религий -- 457 4. Диахронический и традиционно-критический методы -- 458 5. Христологический метод -- 459 6. Конфессиональный метод -- 460 7. Составной метод -- 461 8. Проблема объединяющего центра -- 463 Заключение -- 465 XIV. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ -- 467 Компоненты теологического построения -- 470 1. Писание -- 470 2. Традиция -- 476 3. Община -- 481 4. Опыт -- 483 5. Философия -- 485 Проблемы теологического построения -- 490 1. Богодухновенность/откровение -- 490 2. Вопрос метафоры -- 492 3. Теологические модели -- 499 4. Предварительный характер и авторитет теологических утверждений -- 506 5. Теология как контекстуализация -- 511 6. Проверка или подтверждение теологических утверждений -- 512 7. Политика принятия теологических решений -- 515 Герменевтические принципы -- 519 XV. ГОМИЛЕТИКА I: КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ -- 525 Библейские примеры -- 527 Современные вопросы -- 531 Культурные и надкультурные нормы в Писании -- 540 Герменевтическая модель -- 544 1. Общие принципы -- 546 2. Конкретные принципы -- 548 Метод контекстуализиции -- 551 Заключение -- 558 XVI. ГОМИЛЕТИКА II: ПРОПОВЕДЬ -- 562 Роль Святого Духа -- 563 Назидательный опыт -- 566 От текста к проповеди -- 568 Как определяется применение -- 570 Практические способы применения текста -- 576 Abstract: Книга Гранта Р. Осборна представляет всесторонний обзор основ всего поля богословских исследований. Начиная с первых шагов в библейской экзегетике, автор тщательно и вдумчиво обсуждает переход от изучения ветхозаветных и новозаветных текстов к развитию библейского и систематического богословия и, наконец, к подготовке качественных библейских проповедей. Он убежден, что герменевтика - это, по-существу, спираль от текста к контексту, от изначального смысла текстов к их значимости для современной церкви. Не существует другого подобного источника, предлагающего современное и всеобъемлющее руководство по библейскому истолкованию. Рекомендуется для студентов семинарий и действующих пасторов.. Item type: Навчальні виданняCurrent library | Call number | Status | Date due | Barcode | |
---|---|---|---|---|---|
Бібліотека Українського Гуманітарного Інституту Теологічний фонд | 27:23 / О72 (Browse shelf(Opens below)) | Available (Немає обмежень доступу) | 41683-001057 | ||
Бібліотека Українського Гуманітарного Інституту Теологічний фонд | 27:23 / О72 (Browse shelf(Opens below)) | Available (Немає обмежень доступу) | 41683-001058 | ||
Бібліотека Українського Гуманітарного Інституту Теологічний фонд | 27:23 / О72 (Browse shelf(Opens below)) | Available (Немає обмежень доступу) | 41683-002224 |
Предисловие 10 Герменевтика и исходное значение 14 Богодухновснность и авторитет Библии 15 Значение зависит от жанра 16 Простота и ясность Писания 17 Единство и многообразие в Писании 18 Аналогия Писания 20 Прогрессивное откровение 21 Разъяснительная проповедь 21 Заключение 22 Часть I. ОБЩАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 27 I. КОНТЕКСТ 29 Исторический контекст 30 Логический контекст 32 1. Исследование целого: схематизация книги 35 2. Исследование частей: диаграммное изображение параграфа 43 3. Дуговая диаграмма 54 Риторические или композиционные структуры 56 II. ГРАММАТИКА 65 Предварительное задание: установление подлинности текста 67 1. Внешние критерии 70 2. Внутренние критерии 73 Грамматический анализ текста 76 1. Историческое развитие 77 2. Система глагола 80 3. Система имени существительного 87 4. Предлоги, частицы и части сложного предложения 93 Экзегетические этапы 103 III. СЕМАНТИКА 105 Семантические ошибки 107 1. Лексическая ошибка 108 2. Корневая ошибка 109 3. Неверное использование этимологии 113 4. Неправильное использование последующего значения 118 5. Ошибка одного значения 119 6. Неправильное использование параллелей 120 7. Дизъюнктивная ошибка 122 8. Словесная ошибка 122 9. Игнорирование контекста 123 Основы теории семантики 124 1. Значение 124 2. Смысл и референция 125 3. Структурная лингвистика 128 4. Контекст 129 5. Глубинная структура 132 6. Синтаксис и семантика 133 7. Семантический диапазон 135 8. Коннотативное значение 138 9. Парадигматическое исследование: синонимия, антонимия и компонентный анализ 139 10. Двусмысленность и двоякое значение 144 Заключение: методология лексического исследования 146 IV. СИНТАКСИС 152 Библейские трансформации 154 Схематическое представление пропозиций в Послании Филимону 4-7 158 Перформативный и эмотивный язык 160 Риторические фигуры 164 1. Фигуры сравнения 168 2. Фигуры добавления или полноты выражения 172 3. Неполные риторические фигуры 174 4. Фигуры, содержащие контраст или преуменьшение 177 5. Фигуры, построенные на ассоциации или связи 176 6. Фигуры, подчеркивающие индивидуальные качества 176 Заключение 177 Библейские примеры 177 Софония 3.14-17 178 1. Радостный ответ Израиля (14-15 ст.) 179 2. Послание упования (16-17 ст.) 181 Ефесянам 3.16-19 183 1. Молитва о силе (16-17а ст.) 184 2. Молитва о понимании (3.18- 19а) 187 3. Молитва о полноте (3.19б) 189 Заключение 191 Экскурс в трансформационную грамматику 194 Экскурс в риторическую критику 199 Классические риторические модели 201 Методика риторической критики 205 V. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ 209 Области исследования 213 1. География 213 2. Политика 214 3. Экономика 215 1. Вооруженные силы и война 216 5. Культурные обычаи 216 6. Религиозные обычаи 219 7. Резюме 220 Особые источники историко-культурного материала 221 1. Ветхозаветные аллюзии 221 2. Ссылки на межзаветную литературу 223 3. Кумранские параллели 224 4. Раввинистические параллели 225 5. Эллинистические параллели 227 6. Резюме 228 Социология как орудие толкования Писания 229 Трудности социологического метода 233 1. Неправильное использование моделей 233 2. Ревизионизм 234 3. Тенденция к обобщению 234 4. Малочисленность данных 235 5. Тенденция к развенчиванию систем 235 6. Редукционизм 236 7. Теоретический беспорядок 236 8. Детерминизм 237 9. Тенденция к дизъюнктивным теориям 237 Критическая оценка и методология 238 Часть II. ЖАНРОВЫЙ АНАЛИЗ 243 VI. ПОВЕСТВОВАНИЕ 249 Методология анализа повествования 251 1. Подразумеваемый автор и повествователь 253 2. Точка зрения, идеология и повествовательный мир 254 3. Повествование и время в истории 257 4. Сюжет 259 5. Характеристика персонажей 260 6. Обстановка 262 7. Имплицитный комментарий 263 8. Подразумеваемый читатель 265 9. Заключение 268 Недостатки метода анализа повествования 268 1. Тенденция к деисторизации 269 2. Обособление текста от автора 271 3. Отрицание подразумеваемого или референциального значения 271 4. Редукционное и дизъюнктивное суждение 272 5. Подгонка древних жанров под современные литературные категории 273 6. Увлеченность сомнительными теориями 273 7. Игнорирование представлений ранней Церкви 274 8. Непринятие источников 275 9. Заключение 275 Методологические принципы изучения повествовательных текстов 276 1. Структурный анализ 276 2. Стилистический анализ 277 3. Анализ редакций 278 4. Экзегетический анализ 280 5. Теологический анализ 281 6. Контекстуализация 282 7. Использование повествовательной формы в проповеди 283 VII. ПОЭЗИЯ 285 Формы еврейской поэзии 286 1. Метрические структуры 286 2. Параллелизм 288 3. Поэтический язык и образы 294 Виды поэзии 296 1. Военные песни 296 2. Любовные песни 296 3. Плач 298 4. Гимны, или хвалебные песни 299 5. Благодарственные гимны 300 6. Песни празднования и провозглашения 301 7. Псалмы мудрости и дидактические псалмы 302 8. Псалмы-проклятия 302 Поэзия в Новом Завете 303 Теология Псалмов 304 Герменевтические принципы 306 VIII. МУДРОСТЬ 312 Характеристика мудрости 313 1. Практическая направленность 313 2. Зависимость от Бога 315 3. Непрямой авторитет 317 4. Теология творения 317 Формы литературы мудрости 318 1. Притчи 319 2. Поговорки 320 3. Загадка 320 4. Увещевание 321 5. Аллегория 321 6. Гимны и молитвы 322 7. Диалог 322 8. Исповедание 322 9. Ономастика 323 10. Блаженства 323 Мудрость в Новом Завете 323 Герменевтические принципы 324 Экскурс: история учения мудрости 329 IX. ПРОРОЧЕСТВО 334 Сущность пророческой миссии 336 1. Призыв пророка 336 2. Многоплановость роли пророка 337 3. Характеристика лжепророков 343 Сущность пророческого послания 346 1. Взаимосвязь настоящего и будущего 346 2. Способы передачи откровения отличались 350 3. Формы пророческого послания отличались 351 Герменевтические принципы 355 X. АПОКАЛИПТИКА 361 Формальные черты и характеристики 362 1. Формальные черты 362 2. Характеристики 369 Толкование символов 372 Герменевтические принципы 376 Экскурс: Истоки апокалиптики 380 XI. ПРИТЧА 384 Значение и применение притчей 385 Цель притчей 389 Характерные особенности притчей 391 1. Наличие «земных» реалий 391 2. Краткость и выразительность 392 3. Главное и второстепенное послание 392 4. Повторение 393 5. Заключение 394 6. Вовлеченность слушателя 395 7. Переворот ожиданий 396 8. Царство — центральная тема эсхатологии 397 9. Этика Царства 398 10. Бог и спасение в притчах 399 Герменевтические принципы 400 Экскурс: история толкования 409 XII. ПОСЛАНИЕ 413 Составление писем в древнем мире 413 Новозаветные послания 417 1. Форма 417 2. Авторство 421 Герменевтические принципы 422 Часть III. ПРИКЛАДНАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА 427 XIII. БИБЛЕЙСКАЯ ТЕОЛОГИЯ 429 Взаимосвязь с другими дисциплинами 431 1. Библейская теология и экзегеза 431 2. Библейская теология и историческая теология 432 3. Библейская теология и систематическая теология 435 4. Библейская теология и гомилетическая теология 439 Конкретные проблемные области 440 1. Единство и разнообразие 440 2. История традиции 442 3. Теология и канон 444 4. Аналогия веры (analogia fidei) и прогрессивное откровение 447 5. Авторитет 449 6. История и теология 451 7. Язык, текст и значение 453 8. Ветхий Завет и Новый Завет 453 Выбор методологии 455 1. Синтетический метод 455 2. Аналитический метод 456 3. Метод Истории религий 457 4. Диахронический и традиционно-критический методы 458 5. Христологический метод 459 6. Конфессиональный метод 460 7. Составной метод 461 8. Проблема объединяющего центра 463 Заключение 465 XIV. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ 467 Компоненты теологического построения 470 1. Писание 470 2. Традиция 476 3. Община 481 4. Опыт 483 5. Философия 485 Проблемы теологического построения 490 1. Богодухновенность/откровение 490 2. Вопрос метафоры 492 3. Теологические модели 499 4. Предварительный характер и авторитет теологических утверждений 506 5. Теология как контекстуализация 511 6. Проверка или подтверждение теологических утверждений 512 7. Политика принятия теологических решений 515 Герменевтические принципы 519 XV. ГОМИЛЕТИКА I: КОНТЕКСТУАЛИЗАЦИЯ 525 Библейские примеры 527 Современные вопросы 531 Культурные и надкультурные нормы в Писании 540 Герменевтическая модель 544 1. Общие принципы 546 2. Конкретные принципы 548 Метод контекстуализиции 551 Заключение 558 XVI. ГОМИЛЕТИКА II: ПРОПОВЕДЬ 562 Роль Святого Духа 563 Назидательный опыт 566 От текста к проповеди 568 Как определяется применение 570 Практические способы применения текста 576
Книга Гранта Р. Осборна представляет всесторонний обзор основ всего поля богословских исследований. Начиная с первых шагов в библейской экзегетике, автор тщательно и вдумчиво обсуждает переход от изучения ветхозаветных и новозаветных текстов к развитию библейского и систематического богословия и, наконец, к подготовке качественных библейских проповедей. Он убежден, что герменевтика - это, по-существу, спираль от текста к контексту, от изначального смысла текстов к их значимости для современной церкви. Не существует другого подобного источника, предлагающего современное и всеобъемлющее руководство по библейскому истолкованию. Рекомендуется для студентов семинарий и действующих пасторов.
There are no comments on this title.